Выставка-ретроспектива авиационного плаката XX-го века из фондов Российской государственной библиотеки, Художественного фонда «Новая галерея», Российского государственного архива социально-политической истории, Музея Аэрофлота, издательства «Контакт-Культура», журнала «Огонек» проходила в Москве с 7 по 24 февраля 2008г.

Это культурное событие было приурочено к 85-летию гражданской авиации России – Дню Аэрофлота, который по традиции отмечается 9 февраля в день подписания декрета о возложении надзора за авиаперевозками на Главное управление воздушного флота. В 20-е годы отечественный воздушный флот сменил несколько названий – «Добролёт», «Росавиахим», «Авиахим», пока в 1932 не было введено всем знакомое «Аэрофлот».

Сегодня – это самый известный коммерческий бренд России, прошедший через десятилетия и олицетворяющий флагмана авиаперевозок крупнейшей страны мира. Кроме перевозки пассажиров, почты и грузов и прокладки первых маршрутов из Москвы в Европу и Пекин, в начале своего пути компания выполняла и другие народнохозяйственные задачи: с помощью отравляющих веществ  боролась с  саранчой, хомяками и другими вредителями, под которыми также понимались представители буржуазии.

Эту борьбу в своей художественной манере Михаил Булгаков описал в «Роковых яйцах». Смешно, иронично, но в 1925 году Общество друзей химической обороны и химической промышленности Доброхим  (детище Льва Троцкого) объединилось с Добролетом для строительства «надежной газовой ограды, в которой будет строиться новое общество».

Становление Аэрофлота  началось именно с Добролета – первого советского авиационного акционерного общества. Рекламные плакаты,  призывающие население покупать акции -  работа идеолога русского авангарда, конструктивиста Александра Родченко, который часто работал в дуэте с Владимиром Маяковским. Реклама отличалась агрессивностью: «Тот не гражданин СССР, кто не Добролета акционер». Капитал общества за год вырос с 2 до 5 миллионов рублей. В 2007 году акции Аэрофлота были в числе самых доходных, принеся своим акционерам более 60% годовых.

Первая конкурентная схватка Добролета с украинскими коллегами из Укрвоздухпуть за прибыльные крымские рейсы также нашла отражение в плакатной графике 1927 года. Рекламный слоган призывает облететь Крым за 40 минут вместо 6 часов наземным транспортом. И авто на гидродром для авиапассажиров бесплатно.

В 60-е годы появился легендарный слоган «Летайте самолетами Аэрофлота».  Сейчас многие ухмыляются, мол, а чем еще летать. Но ведь на самом деле «Аэрофлот» в те годы жестко конкурировал с железными дорогами. На отдельных направлениях, например, в Адлер, перевес был на стороне авиаторов.

Новый поворот, новые тенденции в рекламном плакате появились в годы оттепели. На плакатах, на обложках «Огонька» членов политбюро потеснила красивая русская девушка в форме стюардессы. Она игриво смотрит в камеру, держа у лица букет фиалок. Стюардессы тогда были особой кастой и не только за свою неземную красоту. Вот диалог американского журналиста и стюардессы Аэрофлота: «Какой  у вас разрез на юбке! Куда он ведет?» «Как куда, в космос». «А можно запустить туда спутник?» «Конечно, можно, но только американский спутник слишком мал и быстро падает. Я знаю,  как они у вас сгорают в атмосфере…»

История в плакатах Аэрофлота, это почти вековая история нашей страны, это яркие эпизоды становления авиации, это расцвет графики, это красивые лица, это позитивные эмоции. Организаторы выставки собрали экспозицию из более 60 плакатов. Многие из них сохранились в архивах в единственном экземпляре. Плакаты сопровождаются кратким описанием наиболее ярких  событий того времени.

Парочка социальных плакатов:




Вся коллекция на официальном сайте.


Ссылка на источник
09.04.09, 20:11
Rating +0.0
 

Комментарии (0):

Еще никто не комментировал здесь, будь первым!
 
комментировать могут только зарегистрированные пользователи сайта,
для этого вы можете зарегистрироваться или войти на сайт под своим логином.